Порядок обжалования
Порядок обжалования
нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом,
его территориальными органами, муниципальных правовых актов
Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее-Кодекс) регламентирует производство по административным делам об
оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных
лиц, государственных и муниципальных служащих Согласно статье
218. Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного
самоуправления, должностного лица, муниципального служащего (далее
- орган, организация, лицо, если полагают, что нарушены или оспорены их
права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться
непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа,
организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у
вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные
процедуры урегулирования споров. В случае, если федеральным законом установлено
обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров,
обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка. Претензионный
или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в
случаях, предусмотренных законом или договором (ч.
5 ст. 4 АПК РФ, абз.
7 ст. 132 ГПК РФ, ч.
3 ст. 4 КАС РФ). Административные исковые заявления подаются в суд по
правилам подсудности, установленным главой
2 Кодекса. Согласно статье 219. Кодекса - если
Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым
заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в
течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало
известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск
установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии
административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска
срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или
судебном заседании. Пропущенный по указанной в части
6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи
административного искового заявления может быть восстановлен судом, за
исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим
Кодексом. Статьей 220 Кодекса установлены требования к административному
исковому заявлению.
По результатам
рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия
(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении
полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения,
действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими
нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы
административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить
нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия
к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации
законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее
административное исковое заявление;
2) об отказе в
удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия
(бездействия) незаконными.